Menu
A+ A A-

Начинаем учиться!

Каждый учебный год у детей начинается с грандиозного стресса: перейти из летнего режима в учебный режим для многих детей весьма нелегко. К тому же, во время учебы в школе число заболеваний у школьников возрастает в 1,5 – 2 раза. По статистике, наибольшее число больных детей – в группе от 7 до 18 лет, что совпадает с периодом их обучения в школе.

О чем это говорит? Возможно о том, что современные дети разучились быть детьми. Состояние здоровья ребенка оказывает огромное влияние на его успеваемость. Школьные нагрузки, неважная экология, неправильное питание и — здравствуй, доктор! Тем не менее, учиться в современном мире необходимо, а на некоторые экологические факторы мы можем влиять весьма посредственно.

Что же делать?

Рекомендации специалистов

Детский травматолог-ортопед Владимир Александрович Хорошилов, семейный клуб «Мир движения»:

- Болезни опорно-двигательного аппарата в последние годы занимают ведущее место в патологии детей младшего школьного возраста. Поэтому, первостепенное значение принимает профилактика этих состояний с самого начала занятий в школе.

В первую очередь, что нужно сделать родителям, это подобрать удобную обувь. Например, ботинки или туфли на невысоком каблучке 1,5-2,0 см. с закрытым носочком и плотным задником, точно по размеру ноги ребенка. Для детей, имеющих уплощение стопы, можно использовать вкладыши-супинаторы. Ранец, в котором первоклассник будет носить учебники и тетради, нужно подбирать в соответствии с ростом ребенка. Необходимо учесть, что вес портфеля не должен превышать двух килограммов.

Очень важно обратить внимание на то, как Ваш ребенок сидит за своим рабочим столом. Во-первых, стул, на котором он сидит, должен заходить за край стола на 3-4 см. Лучше, если столешница будет иметь небольшой наклон. Ребенок должен сидеть прямо, не наваливаясь на край стола; предплечья должны находиться на столе, такое положение рук способствует сохранению прямой позы в течение длительного времени. При этом, расстояние от рабочей поверхности до органа зрения находится в оптимальных пределах (30-35 см). Спинка стула нижним краем должна упираться в поясничный изгиб позвоночника, а верхним — под лопатки ребенка. Также необходима подставка для ног, подколенный угол должен составлять 90-110 градусов — это позволяет улучшить гемодинамику ног. Уделите больше внимания простым мерам профилактики, и Вы сэкономите время для большего общения со своим ребенком.

Наталья Наймушина, врач-педиатр:

Состояние здоровья ребенка оказывает огромное влияние на его успеваемость. Поэтому обязательно, даже при отсутствии жалоб, перед школой его необходимо сводить к ряду специалистов: к окулисту, ЛОРу, стоматологу, хирургу или ортопеду.

Глаза. В последние год-два перед школой существенно возрастает нагрузка на глаза ребенка: все больше времени он проводит за рисованием, лепкой, собиранием конструкторов, а иногда – чтением и письмом. Уже в этот период возможно развитие миопии (близорукости).Чтобы этого не произошло, родителям нужно учить ребенка правильно сидеть за рабочим столом, устраивать перерывы каждые 15 минут, делать гимнастику для глаз. Также необходимо побольше гулять на свежем воздухе, двигаться.

Уши. Ухудшение слуха заметно не сразу. Ребенок может даже не осознать поначалу, что он что-то не услышал, или услышал неправильно. Тем более, что это так легко списать на невнимательность. Но проблемы это может повлечь не меньшие, чем ухудшение зрения. Поэтому проверка слуха перед школой обязательна!

Дыхательные пути у первоклассников не менее нежные, чем у малышей. Поэтому семилетки так же подвержены простудам, а частые простуды – это длительные пропуски занятий, отставание от класса, лишний стресс. У родителей еще есть время посетить иммунолога, попробовать повысить сопротивляемость ребенка, а также научить его элементарным правилам: не кричать на улице, не пить после горячего холодное, не сидеть на сквозняке, не находиться в запыленном помещении.

Чтобы вовремя заметить сколиоз, необходимо посетить ортопеда. В школе ребенок будет много сидеть, а значит, надо научить его делать это правильно, не напрягаясь и не изгибаясь. Кроме того, полезно заняться укреплением мышц спины ребенка (лечебная физкультура, плавание, массаж) – потому что сильные мышцы – залог правильной осанки.

Андрей Урванцев, врач-отоларинголог, консультант медицинского центра «За Рождение»:

Начало посещения ребенком школы совпадает с очередным этапом иммунологической перестройки детского организма. Ребенок попадает в новые условия жизни, расширяются его контакты, появляются новые обязанности. Плюс к этому, не забываем, что учебный год начинается осенью, за которой идет зима, а это время пиков заболеваний у детей, в частности ОРЗ, ОРВИ и другими простудными формами. Для лечения подобного рода заболеваний можно и нужно обращаться к методам фитотерапии, фитопрофилактики, гомеопатии, как к средствам регулирующей терапии. Особый интерес представляют новые комплексные фитопрепараты, составленные по принципу фитониринга, которые имеют доказательную базу на основе научных исследований и официально предложен многими ведущими специалистами для контроля над ОРВИ. У школьников, особенно у детей с заболеваниями лимфоглоточного кольца. Также нельзя забывать и о банальной ирригационной терапии, которая включает в себя методы, направленные на удаление патогенных вирусов и бактерий со слизистых оболочек полости носа и рта.

Толстоброва Елена Николаевна, логопед высшей категории, консультант областного Центра Психотерапии:

Речевая готовность к школе определяется рядом факторов. Во-первых, достаточно развитой связной речью, достаточно богатым словарным запасом, включающим существительные, глаголы, полные и краткие прилагательные, наречия, причастия. Будущий первоклассник должен уметь самостоятельно составить рассказ, уметь выразить речью любое впечатление от увиденного. Естественно, что никаких дефектов речи у ребёнка 6-7 лет уже не должно быть. Он должен свободно общаться со сверстниками, объяснять свои мысли и желания взрослым, его речь должна быть абсолютно понятна для окружающих.

Давайте коротко протестируем речь будущего первоклассника.

Связная речь:

Может ли самостоятельно рассказать знакомую сказку без ваших подсказок?

Может ли пересказать просмотренный мультфильм без наводящих вопросов?
Выразить своё отношение к увиденному, например, в цирке, кукольном театре, на утреннике?
Сочинить сказку или пофантазировать, побыть бароном Мюнхаузеном?
Словарный запас:
Может ли назвать словами то, что вы показываете: плечи, лопатки, локоть, ладонь, затылок, мизинец, подбородок, ресницы, манжета, рукав, галстук, гусеница, оса, морж, чайка, рама, т.е. слова малоупотребительные, но которые ребёнок по возрасту должен знать.
Может ли подобрать слова с противоположным значением (антонимы) к словам: больной, мокрый, светлый, далеко, широко, вдали, низко.
Знает ли названия профессий: кто лечит людей, кто летает в космос, кто водит поезд, кто продаёт билеты в автобусе, выдаёт чеки в магазине?
Затрудняет ли употребление глаголов совершенного и несовершенного вида: утка что делает? (плавает, кушает). А что завтра сделает? (полетит, поплывёт).
Свободно или нет образует формы глаголов единственного и множественного числа: ест – едят, лежит – лежат, прыгает – прыгают, сядет – сядут.
Сколько сможет подобрать родственных слов к словам «лист», «стол», «лиса», «окно», «медведь» (если больше 5 – молодец!).
Правильно ли понимает и употребляет предлоги: Где карандаш? (на книге, под книгой, за книгой, около книги, над книгой…). Откуда вылезла мышка? (из-под коробки, из-за коробки …).

Грамматический строй речи: Доступно ли без ошибок составить самостоятельно о чём – либо предложение из 7-10 слов?
Фонематическое восприятие:
очень важно для письма без ошибок уметь анализировать порядок звуков в слове, различать сходно звучащие согласные. Попробуем повторить без ошибок после однократного прослушивания: по-па-ба-пу, ва-фо-фу-вы, со-ша-шу-сы, ца-со-цы-су. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
Техника речи:
повторить в быстром темпе скороговорки без ошибок ( на дворе трава, на траве дрова). Если затрудняется или появляются ошибки при убыстрении темпа речи – вас ждут трудности по технике чтения, когда нужно будет уже не сказать, а прочитать необходимое количество слов в минуту.

Если со всеми вышеперечисленными заданиями ваш ребёнок справился легко без вашей помощи – это будущий отличник. Если же пришлось помогать – готовьтесь помогать и в учёбе. Если было трудновато – нужно позаниматься со специалистом перед школой - провести подготовку к обучению, не дожидаясь, когда появятся проблемы в обучении и вас направят на медико-педагогическую комиссию. Если же до школы ещё есть годик – походите на амбулаторные занятия к логопеду в группу или индивидуально!

Светлана Носикова, детский психолог:

Много книг и статей написано о том, как подготовить ребенка к школе, но ничего не написано том, а как родителям готовиться. Как показывает практика и личный опыт родителя школьника, у всех возникает один вопрос : «Мы уже идем в школу! Как мы будем учиться?».

Действительно, изменения в жизни происходят и у родителей. Они тоже переживают стресс и волнения о предстоящем. К ним так же, как и их детям приходит новое расписание, режим, да и уроки еще надо учить, из школы встречать....

Следует прежде всего развить у ребенка умение заниматься - в смысле ЗАНИМАТЬ СЕБЯ самому. А для этого - не лишайте ребенка самостоятельности. Не навязывайте ему постоянно свое общество. Даже если вы идете в тот же магазин, не тащите дитя с собой насильно (и не оставляйте насильно дома, если он вам не так уж и помешает). Спросите: "Пойдешь со мной?"

Научите ребенка не просто получать самостоятельность, а еще ею пользоваться. В конце концов, мама должна быть уверена, что ребенок сумеет днем остаться дома один и как минимум сам поесть готовый обед. А для этого предоставляйте ему возможность (пусть и под незаметным вашим надзором) что-то делать самостоятельно уже в детском саду. Ведь если не начать это лет в пять, то можно добиться другой крайности, как к примеру, в одной семье, где девочка смогла оставаться дома одна только тогда, когда ей исполнилось лет тринадцать…

Мы родители во многом зависим от оценки окружающих и это естественно, каждый желает видеть своего ребенка самым лучшим. Школа в лице учителей и директора по отношению к родителям часто находится в обвинительной позиции. Родитель, будучи не в состоянии выдерживать собственного стыда («Ты должен жить так, чтобы не заставлять меня краснеть!»), стает на сторону школы, оставляя ребенка одного. Ребенок чувствует сильное одиночество, беззащитность, он ощущает себя преданным самыми близкими людьми. Быть на стороне ребенка – не значит поощрять его шалости и потворствовать его грубости. Это задаться вопросами : «Что произошло? Как это случилось именно с ним? Что не так в его школьной или внутренней жизни? Как помочь ему избежать новых неприятностей и конфликтов?».



Информационный проект «ГОРОД ДЕТСТВА-Киров» - это журнал и сайт для родителей, призванный помочь найти ответы на интересующие вопросы о воспитании, здоровье и отдыхе детей. Этот проект предназначен для счастливых мам и пап, а также беременных женщин. Мы будем рады, если Вы найдете для себя что-то полезное.

Случайный пользователь

return_links(); ?>