Menu

Архитектурная среда


14.11.2017

На главных улицах крупных городов, превращенных в своеобразные «интерьеры» сплошной обстройкой, кипит неведомая предшествующему периоду городская жизнь. Сверкающие витрины магазинов, втягивающих и выплескивающих обратно многоликую толпу, вывески, сплошь покрывающие фасады домов, афишные тумбы, киоски, фонари, конные экипажи, а потом конки и автомобили — пестрая, вечно меняющаяся, эта среда по-своему притягательна и гораздо человечнее торжественного покоя классических ансамблей. Все сильнее звучат в этой полифонии мощные, иногда сумрачные и грозные ноты технического прогресса: великолепные очертания мостов, стремительное движение поездов и лес фабричных труб, обступающих центр города.

Реконструируя город, буржуазно-демократическое общество старается предельно заполнить его пространство вещами «полезными» и семантически значимыми. Так было преобразовано огромное пространство центральных площадей Петербурга: перед Адмиралтейством разбили общественный сад, полезный, по мнению горожан, и для здорового отдыха, и в познавательном смысле как ботанический. Находитесь в положении? Тогда необходимо встать на учет в женскую консультацию химки. Здесь вас ждут опытные и высококвалифицированные специалисты.

Меняются в духе времени сюжеты монументальной скульптуры, сопровождающей архитектурное убранство зданий: Славы и Гении уступают место Торговле, изображаемой обычно в виде Меркурия, Науке, Труду, изображаемому в виде рабочего в фартуке и с молотом. Но не только отвлеченные символы, а и великие соотечественники «населяют» городскую среду. «Не одну воинскую славу чествует Россия,— писала в 1837 г. «Художественная газета»,— хотя нас называют варварами, однако Ломоносов, Державин и Карамзин уже имеют свои памятники в местах рождения». Эта замечательная традиция стала всенародной — на народные пожертвования возводятся памятник «Тысячелетию России» в Новгороде (М. Микешин, 1862), памятники А. С. Пушкину (А. Опекушин, 1880) и первопечатнику Ивану Федорову в Москве, И. А. Крылову, С. П. Боткину, адмиралу И. Ф. Крузенштерну, А. С. Пушкину, Екатерине II и ее сподвижникам — Е. Р. Дашковой, Г. Р. Державину, И. И. Бецкому и др.— в Петербурге, строителю Одессы герцогу де Рибасу и т. д. Как правило, памятники портретны и «повествовательны» (так, у подножия бюста великого путешественника Пржевальского в Александровском саду в Петербурге лежит бронзовый оседланный верблюд, на пьедестале памятника Крылову в Летнем саду изображены герои его басен).

Графичная пластика металлического убора зданий и сооружений вносит своеобразный оттенок в образ архитектурной среды: это литые и кованые решетки балконов, металлические навесы-зонтики над подъездами на узорных кронштейнах, сквозные «гребешки» на коньках крыш, флагодержатели, флюгеры, дополняющие метрическую строгость рисунка конструкций металлостеклянных крыш.





















































Информационный проект «ГОРОД ДЕТСТВА-Киров» - это журнал и сайт для родителей, призванный помочь найти ответы на интересующие вопросы о воспитании, здоровье и отдыхе детей. Этот проект предназначен для счастливых мам и пап, а также беременных женщин. Мы будем рады, если Вы найдете для себя что-то полезное.

Случайный пользователь

return_links(); ?>