Menu

Боровое


31.05.2016

В опере есть и другой комментирующий голос, выражающий свое отношение к событиям без слов. Он заключен в партии оркестра. Оркестр в опере «Не только любовь» оттеняет музыкальные мысли, выраженные в вокальных партиях. Он, в то же время, обнажает истинный смысл событий, поскольку именно в нем подчас и воплощен, материализован в звуках подтекст действия. Герои могут обмениваться незначительными с виду репликами, поданными к тому же в сугубо прозаической манере, но их истинные чувства «с головой выдает» действие музыкальное, воплощенное в интонируемых звукообразах. Так в финальной сцене оперы ее героиня говорит о неотложных житейских делах («Здесь нужно перестлать полы, сменить гнилые балки»), но эти с виду обычные фразы, обращенные к Володе Гаврилову, звучат как объяснение в любви, наделяясь особенной экспрессией выражения. Принцип музыкально проинтонированного подтекста определяет облик лучших сцен оперы.

Проследим движение основного конфликта оперы, взяв за основу редакцию, представленную в ее партитуре. Но прежде чем осветить особенности драматургического развития сочинения, немного задержимся на одном, принципиально важном вопросе. Он касается того типа структурного членения формы, который взят за основу Щедриным.

Опера «Боровое» четко делится на номера, обладающие относительной завершенностью. Однако причислить ее к традиционной «номерной» опере было бы неправомерно. Суть дела в том, что относительная замкнутость номера не исключает элементов сквозного развития, напоминающего нам о структуре оперной сцены. Законченность такой сцене придается разными способами, среди которых важную роль приобретают периодические напоминания темы-рефрена. Более того. Тема-рефрен иногда приобретает значение, выходящее за рамки отдельного номера. В этом случае она может вновь вступить после целой череды событий, когда слушатель словно бы забыл уже о ней вовсе. Но она заявляет о своих правах именно в тот момент, когда ее менее всего ждешь. Сжатого напоминания оказывается достаточно, чтобы в нашем сознании ожила сцена, где как раз тема-рефрен задавала тон. В духе таких сцен выдержан 1-й номер. (Вместо вступления.) Короткая интродукция вводит основную тему-рефрен.





















































Информационный проект «ГОРОД ДЕТСТВА-Киров» - это журнал и сайт для родителей, призванный помочь найти ответы на интересующие вопросы о воспитании, здоровье и отдыхе детей. Этот проект предназначен для счастливых мам и пап, а также беременных женщин. Мы будем рады, если Вы найдете для себя что-то полезное.

Случайный пользователь

return_links(); ?>